Правовые отношения в сфере туризма регулируются Гражданским кодексом
РФ, Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей», Едиными правилами в области защиты прав
потребителей, утвержденными Декретом Высшего Государственного Совета
Союзного государства от 6 декабря 2024 г. №6, Правилами оказания услуг по
реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства
РФ от 18.11.2020 № 1852, а также другими соответствующими нормативными
актами.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гарантирует
безопасность туристских услуг для жизни и здоровья потребителя, вместе с тем
предоставляя потребителям право на информацию, качество и возмещение убытков.
На основании статьи 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации», при подготовке к
путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
- необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну
(место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения,
о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и
других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии
окружающей среды;
- свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с
учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
- обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и
сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной
медицинской помощи;
- обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом
экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в
сфере выездного туризма;
- возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае
невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором
или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
- содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны
(места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной
помощи;
- беспрепятственный доступ к средствам связи;
- получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в
реестр туроператоров;
- информацию о возможности добровольно застраховать риски,
связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым
обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим
исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского
продукта;
- получение сведений, содержащихся в единой информационной системе
электронных путевок.
У туристов есть не только права, но и обязанности, в частности, соблюдение
законодательства страны пребывания, уважение ее культуры, традиций и
религиозных верований, сохранение окружающей среды и памятников, а также
соблюдение правил въезда, выезда и личной безопасности.
Исполнитель несет ответственность за нарушение прав потребителей.
Законодательством предусмотрен обязательный порядок досудебного
урегулирования споров в случае нарушения условий договора о реализации
туристского продукта и качества туристского продукта. По иным требованиям,
связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому
продукту, предъявляемым к туроператору претензионный порядок не является
обязательным.